Домра —
древнерусский старинный музыкальный инструмент. Вероятно, слово «домра»
тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).
Учёные предполагают, что
древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у
греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за
несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием
«танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.
У разных народов до сих пор
бытуют инструменты близкие домре: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян
— танбура, у украинцев — бандура, у туркменов — дуатар, у монголов — домбур, у
киргизов и татар — думра, у остяков — домбра, у калмыков — домр. В Европу
подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование
лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных
инструментов, как виола, мандолина, гитара.
Первые сведения о бытовании у
древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу
арабских путешественников IX-X столетий. Не располагая однако, прямыми указании
на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого
инструмента у восточных славян.
Первым русским историческим
письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской
книге конца XV — начала XVI веков о Калинке — «домрачее». В переписных
документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются
неоднократно.
Непосредственное название
инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году
русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи
Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491
гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: «человек играет
в домру» и «сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в
свирели и в волынки и в домры».
Неоднократны упоминания о домре
в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях,
посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в
совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и
т.д.
К тому же времени относятся
поговорки «рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ». «любить — игра, купить — домра», «у
Ерёмы гусли, у Фомы домра». Они дают повод предполагать, что ударение в
названии инструмента падало на последнюю «а».
Домра была популярна не только
в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила
Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями
состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята,
Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др.
Главными исполнителями на
домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами,
плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово «скоморох» происходит от
арабского «maskhora» — смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения
скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в
«вольном» городе большой честью.
Скоморохи были главными
зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и «гудьбой» они не только развлекали
народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея
Михайловича прозванного «тишайшим» по инициативе патриарха начались гонения на
певцов и скоморохов.
Начиная с 1648 года последовал
ряд царских указов, запрещавших инструментальную музыку. В Москве было
приказано собрать все инструменты и когда их собрали, то нагрузив ими 5 возов
свезли за Москву-реку и там сожгли. С тех пор первенствующее значение при дворе
приобретают певцы духовных стихов.
Несмотря на довольно частые
упоминания о домре до нас не дошло изображения этого инструмента. Потому долгое
время не знали к какому роду инструментов её отнести. Лишь в конце прошлого
века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой
формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева как
раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе
образцов старинных русских инструментам.
Андреев, путем сличения
найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и
гравюрах, а также по описанию, предположил в нем давно разыскиваемую домру.
Именно по этому вятскому образцу в 1896 году и была воссоздана полузабытая
русская домра, получившая квартовый строй и полный хроматический звукоряд.
В 1896-1900 гг. на основе этой
домры В. В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал
целое семейство домр от пикколо до контрабаса.
Благодаря своим исполнительским
возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме
того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут
концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента
в России и Украине домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она
почти не встречается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий